Клинский городской сайт » Новости » Статьи » «Несмотря на солидный возраст, я молодой»

  • 13.09.2007, 11:21

«Несмотря на солидный возраст, я молодой»

В день рождения, а тем более в юбилей не только поздравляют виновника торжества, но и подводят итоги прожитых лет. Особенно это касается древнего города. Именно таким является Клин. Ему в этом году исполняется 690 лет. Немало поколений повидал он в своей долгой жизни, и каждое из них оставило след в его судьбе. Много познавательного может поведать наш любимый город. А что, собственно говоря, мешает нам задать ему несколько вопросов, взять у него интервью. Так начнем.

Клин усадьба Чайковского

- Вы по праву относитесь к древним городам Подмосковья. Расскажите о дате Вашего рождения и месте появления на свет.

- Мне как историческому городу ответить на этот вопрос нетрудно. Официальная дата моего рождения закреплена Никоновской летописью. В ней говорится, что «…в лето 6825 (1317 г.) тое зимы князь великий Юрий Данилович Московский с Кавкадыем и со многими татары, и со князи суздальскими, и со иными князи, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, а от Переяславля к Дмитрову, а от Дмитрова к Клину». Правда, я должен признаться, что еще задолго до этого уж больно приглянулся поселенцам одного из финно-угорских племен земляной холм, который хитро огибала моя помощница – река Сестра.

- А когда и кто, уважаемый город, стал именовать Вас Клином?

- Вот здесь-то моя память дает сбои. Как ни говорите, но мне уже почти семь столетий. Возраст почтенный. Но кто и когда подарил мне такое имя… увы, кануло в вечность. Однако, почему я так был назван, скажу. Когда-то в XVIII веке в одном из уголков моего края, а точнее - в тиши Болдинской усадьбы, доживал свой век сподвижник Петра Великого, один из первых русских историков В.Н. Татищев. Он и высказал то предположение, которое дошло до нашего времени. Мол, земляной холм, на котором располагалась древняя крепость, так с трех сторон причудливо огибала река, что по своей форме он напоминал Клин. Это и послужило причиной выбора моего названия.

- А почему же Вы, будучи историческим городом, не имеете памятников древнерусского зодчества?

- Позвольте с вами не согласиться. А храм Успенья на улице Папивина? Разве он не относится к памятникам седой старины? Он моя гордость и моя боль. Гордость потому, что является «изюминкой» рукотворцев Древней Руси. Ему сегодня более четырех веков. И в то же время он постоянно напоминает мне о трагических событиях эпохи Ивана Грозного.

Когда жестокий царь направился в Великий Новгород, чтобы расправиться со своими непослушниками, ему донесли, что и в Клину имеются таковые. Тиран не стал разбираться, кто прав, а кто виноват. Как впоследствии писал известный историк Н.М. Карамзин «…опричники врывались в дома клинчан, не щадили ни жен, ни детей. Улицы и дома были полны трупами». В память о том страшном событии и был впоследствии выстроен этот каменный храм на высоком холме.

- Да, немало пришлось пережить горожанам в те суровые годы. Ну, а как сложилась Ваша судьба, уважаемый Клин, в период правления династии царей Романовых?

- Довольно интересно. Так, при Петре Первом мои жители были поверстаны в ямщики. При Екатерине Великой появился герб и началась застройка улиц по утвержденному плану. Именно тогда возник каменный почтовый двор.

При Александре I был заложен Троицкий собор. Ну, а его освещение осуществилось через тридцать четыре года, уже при Николае I. В его же бытность в моих окрестностях прошла железная дорога и был выстроен вокзал, а также прекращено использование созданного незадолго до этого Екатерининского канала. О нем сегодня напоминают лишь остатки валов вдоль моей речушки.

Во времена же Александра III после страшного пожара, словно птица Феникс, возродились Торговые ряды. Но уже кирпичные с центральной аркой, железными створками ворот и глубокими лабазами. Кстати, этим рядам в этом году тоже юбилей. Им стукнуло сто двадцать лет. Я помню спешащих купцов, неторопливых мещан, крикливых возчиков и усталых рабочих.

А сколько знаменитостей видел я! И если одни, спеша в столицы, задерживались проездом у Торговых рядов на минутку, то были и такие, которых я запомнил навсегда. О них, Чайковском, Менделееве, Танееве, Тимирязеве, Гайдаре и многих других, рассказывают ныне экспозиции клинских музеев.

- И все же хотелось бы знать, какой этап Вашей жизни для Вас как города особенно значимый?

- Ну здесь, как у вас, людей, каждый период для меня особенный. Детство и юность я вспоминаю с ностальгией. Зрелый возраст – особая страница в моей биографии. О прошедшем веке хочу рассказать подробнее.

В нем каждое десятилетие для меня становилось эпохой. Войны, революции, разруха, становление – все впитал в себя XX век. Я никогда так резко не менялся, как тогда. И самое удивительное, что клинчане все вынесли на своих плечах и своим трудом, своей энергией столько вложили в меня, что сегодня я вхожу в число лучших городов Подмосковья. И, конечно же, горжусь этим.

В XXI веке, несмотря на солидный возраст, я словно молодой. Спасибо вам, уважаемые горожане, что вы заботитесь о моих памятных местах, что не даете мне стареть, возводя новые микрорайоны и улицы, площади, что поддерживаете мой тонус созданием новых предприятий. Что не забыли о моем юбилее и отмечаете его вместе со мной. Желаю всем вам счастья и жизненных успехов.

Интервью у города брал В. Пернавский
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.