Клинский городской сайт » Новости » Статьи » Клинское купечество

  • 18.10.2007, 15:26

Клинское купечество

Клин XVIII-XIX вв. был в основном городом ямщиков, купцов, мещан и ремесленников. Во второй половине XIX в. доходный ямщицкий промысел приходит в упадок, сворачивается с пуском Николаевской железной дороги, а купечество, наоборот, развивается, набирает обороты. Строятся заводы, фабрики, поскольку железная дорога обеспечивала более дешевый сбыт готовой продукции.

У истоков развития Промышленности

По воспоминаниям клинских старожилов А. М. Никитиной, Д. Л. Войцеховского и его жены А. М. Боссерт, многие клинские купцы имели свои лавки в городе, в том числе и в Торговых рядах. Широко известны были в городе галантерейная лавка Щукиной, обувная лавка с большим ассортиментом Грязнова, бакалейная лавка Боряхина и Маслова, булочная и колбасная Петра Евстигнеева, мясная лавка Горбунковых (имели они и лавки железоскобяных изделий и шорных товаров), мясная лавка Скокова. В Торговых рядах славились магазины братьев Боразденных. Один из них держал галантерейно-мануфактурный магазин, другой торговал бытовыми изделиями: ведрами, сковородками, пилами, молотками, гвоздями, косами, серпами, топорами и т. д. Многим клинчанам помнится булочная Якова Фадеевича Смирнова. Имел он также и пекарни, амбары, лабазы. В валяльной мастерской Грязнова многие клинчане заказывали добротные валенки.

Купец Сахаров содержал пивзавод, который находился на нынешней ул. Красноармейской. Купец Панкратов содержал магазин фруктовых вод, соков, варенья и др. товаров. Иван Малыгин - купец второй гильдии – имел лавку, где торговал церковной утварью: иконами, лампадами, лампадным маслом, свечами и т. д. Наиболее преуспевающие купцы, имея средства, открывали фабрики и заводы, используя наемных рабочих.

Клинский пивокомбинат

Так, Иван Михайлович Соколов – городской голова - с 1810 г. являлся владельцем кожевенного завода, занимался выделкой кож. Другой купец – Максимов – владелец бойни и колбасного производства, имел лавку для продажи мясных изделий. Купец А. М. Монахов основал кондитерскую фабрику, где наладил производство патоки и безалкогольных напитков. Кондитерская фабрика купца Монахова была расположена на ул. Сестрорецкой, д. 11. Эти купцы состояли в Московском купеческом сословии и являлись поставщиками магазинов Петербурга и Москвы, а также обеспечивали своей продукцией всю Московскую губернию.

Новый этап развития производства

Самыми известными и уважаемыми людьми в Клину были купцы, основавшие в городе довольно крупные по тому времени (конец 19 – начало 20 вв.) промышленные предприятия, продукция которых пользовалась большим неизменным спросом. Купец второй гильдии Василий Григорьевич Орлов и его сыновья Николай, Александр и Михаил стали основателями клинского стекольного завода № 1 (ныне это «ОАО Химлаборприбор г Клин») и аптеки в центре города.

Иван Максимович Титов (из крестьян) основал стекольный завод № 2 (ныне «Медстекло»). Купец Аркадий Анисимович Тябликов на окраине города построил кирпичный завод и наладил производство кирпича и керамических изразцов, которыми многие клинчане украшали интерьеры, камины, печи в своих домах. Таким образом, город Клин, благодаря в основном купечеству, вышел на новый этап развития в промышленном производстве товаров народного потребления.

Родственные связи купцов Кузнецовых, Орловых и Тябликовых

Случай свел автора этого очерка с дочерью основателя кирпичного завода Любовью Аркадьевной Крутилиной (урожд. Тябликовой), которая рассказала много интересного о своей родословной, близких родственниках, их судьбе. Семье Тябликовых принадлежал сохранившийся до наших дней дом № 27 на Ново-Ямской улице. Это 2-этажный добротный дом, построенный из кирпича с клеймом Тябликовых, в котором родилась Люба Тябликова, ее братья Борис и Валентин. Мама Любы – Вера Андреевна - происходила из известной купеческой семьи Кузнецовых. Ее отец, богатый купец Андрей Кузнецов, занимался весьма доходным шорным производством, владел двумя домами, расположенными на улице Чайковского, № 22 (дом учителя) и рядом стоящим 2-этажным кирпичным домом № 4 по Сосновскому пер. (дом перестроен). Женой Андрея Кузнецова была красавица цыганка Софья из табора. Вначале родные противились их свадьбе, но Андрей откупился, «отстегнув» им кругленькую сумму.

Санаторий имени Чайковского

В семье Кузнецовых было 4 дочери и 5 сыновей. Одна из дочерей – Вера Андреевна – вышла замуж за Аркадия Анисимовича Тябликова – основателя кирпичного завода. Старшая дочь – Анна Андреевна – вышла замуж за купца Николая Васильевича Орлова – владельца стекольного завода № 1, но любви между ними не было, так как Н. В. Орлов любил ее сестру Веру Андреевну, даже сватался к ней, но ему отказали, поскольку старшая сестра была не замужем. Ее и отдали за Н. В. Орлова, который всю свою жизнь любил только Веру Андреевну Тябликову (урожд. Кузнецову) и помогал ее семье в трудное время. Сестры Анна и Вера дружили, закончили Клинскую женскую гимназию, выгодно вышли замуж. Но тучи над их семьями сгущались: грянула революция 1917 г., а через 10 лет, в 1927 г., семья Тябликовых была репрессирована. Аркадия Анисимовича арестовали и осудили (3-4 месяца он находился в клинской тюрьме на Тихой улице, где заболел раком). В это время его семью увезли на поселение в Сибирь, но доехала она только до Новосибирска – выручил зять Н. В. Орлов.

Помощь зятя Н. В. Орлова

В 1927 году Н. В. Орлов тоже пострадал, несмотря на то что являлся крупным ученым- специалистом в области стекольной промышленности. После продажи стекольного завода Н. В. Орлов в 1927 г. переехал в Сходню Московской губернии, купил там небольшой стекольный заводик и дачу, на которой жил со своей семьей. Но завод на Сходне вскоре отобрали, и какое-то время он не работал. По программе НЭПа надо было пускать этот завод, и Н. В. Орлову предложили должность директора. Он, в свою очередь, поставил условие, что пустит завод (гуту), если вернут из Сибири семью Тябликовых.

В это время действовало постановление В. И. Ленина, защищавшее ученых от притеснений и призывавшее все государственные органы оказывать содействие их семьям. У Н. В. Орлова к тому же была охранная грамота, подписанная Лениным (позже охранная грамота сыграла положительную роль в судьбе его сына. Анатолий Николаевич Орлов в 50-х годах был заместителем министра стекольной промышленности РСФСР).

Так уж случилось, что благодаря ходатайству и смелости незаурядного человека – Н. В. Орлова, семью Тябликовых вернули в Клин из Сибири и освободили из тюрьмы главу семейства А. А. Тябликова. Н. В. Орлов сразу же отвез его в Москву на срочную операцию, но болезнь была запущена, и операция не помогла. Вскоре А. А. Тябликов умер. Похоронили его у Скорбященской церкви, где ранее были похоронены его родители.

Преданные слуги Тябликовых

После раскулачивания и репрессий семья Тябликовых лишилась всего: земли, жилья, имущества и другой собственности. Таких людей в Клину было немало. Их эвакуировали в отдаленные места России, везли, как скот, в телячьих вагонах. Перед отправкой людей собрали в железнодорожном саду и охраняли собаками до прихода специального эшелона.

Никаких вещей с собой взять не разрешили. Вместе с Тябликовыми были их верные слуги: сестры тетя Груша (Аграфена Григорьевна) и баба Акулина. В период раскулачивания Аграфена сыграла большую роль в спасении части имущества хозяев. Она сумела спрятать шкатулку с драгоценностями и довезла ее до Сибири. Потом деньги, вырученные от продажи драгоценностей, пошли на то, чтобы после возвращения в Клин достроить небольшой деревянный домик (сруб уже стоял) на ул. Ново-Ямской рядом с 2-этажным кирпичным домом № 27 (тогда под № 28), который был уже заселен другими семьями. Домик для семьи Тябликовых достроили бывшие рабочие хозяина (не сохранился).

Потомок клинских Купцов

Любовь Аркадьевна Крутилина (урожд. Тябликова) – дочь основателя клинского кирпичного завода Аркадия Анисимовича Тябликова и внучка купца Андрея Кузнецова, родилась в 1921 году в том самом 2-этажном кирпичном доме № 27 на улице Ново-Ямской. Строил этот дом отец Л. А. Тябликовой – Аркадий Анисимович Тябликов. Там же родились все дети.

На долю Л. А. Тябликовой выпало немало жизненных невзгод и испытаний. Когда ее семью раскулачили , ей было всего 6 лет. В школу ее не сразу взяли, смотрели на нее как на дочь «врага народа». И только благодаря тому, что четыре ее тетки были учительницами в разных школах Клина, Любу Тябликову взяли в школу на ул. Ленина, где она сидела за одной партой с Лилей Прудкиной – сестрой Марка Прудкина. Позже за резвый и неуживчивый характер Любу перевели в другую школу, расположенную на Крестьянской улице (позже в этом здании было ремесленное училище №44). В старших классах Люба Тябликова, как и многие ее сверстники, увлеклась спортом, и довольно успешно.

В 1936-1938 годах она активно занималась спортом на майдановском стадионе «Азот» (так назывался в середине 30-х годов будущий стадион «Химик»). Люба Тябликова была в числе клинских спортсменов, которых отправили в Москву на парад физкультурников. В семейном архиве сохранилось несколько фотографий, на которых Люба в спортивной форме того времени среди своих подруг. 10-й класс Люба так и не закончила – началась война. До прихода немцев в Клин она в числе 14-ти человек по путевке комсомола работала во Фроловском на лесоповале, потом - в Клинской типографии. В 1941 г. директором типографии был Голованов, а снабженцем – Петр Обязуев, который выдал фашистам шрифт, спрятанный сотрудниками типографии под плиты пола. Фашисты использовали этот шрифт для печатания своих листовок. Уже после войны Обязуева разоблачили и арестовали. В последние годы Л. А. Тябликова много работала: сначала на инкубаторной станции по разведению цыплят, потом поступила оператором на завод ЖБИ, где добросовестно трудилась до назначения пенсии. Последние три года по просьбе начальства работала на заводской свиноферме, там выращивали свиней на мясо для своих рабочих. В 1979 году Л. А. Тябликова окончательно ушла на пенсию. В этом же году был снесен старый деревянный домик на Ново-Ямской, в котором она жила все это время, взамен получила однокомнатную квартиру в новом доме на Литейной, где и живет по сей день. Прожив трудную, многострадальную жизнь, Любовь Аркадьевна мечтает о том, чтобы ее внучка Ирина и правнучка Екатерина были счастливы и не забывали своих корней.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.