• 29.05.2008, 15:52

Тихий юбилей

От капронового производства Клинволокна сейчас не осталось ничего. Выбитые окна, обшарпанные стены, мелкие непрофильные коммерческие предприятия. Однако дух былой славы по-прежнему витает здесь между старыми зданиями заводских корпусов. И сегодня он вновь напоминает о себе: в 2008 году исполняется 60 лет знаменитому клинскому капрону.

В 1938 году химик из Третьего рейха П. Шлак впервые провел полимеризацию капролактама и получил новую искусственную нить, уникальную по своим качествам. Эластичную, высокостойкую к истиранию и изгибам, с прочностью на разрыв выше, чем у латуни и алюминия. Капролактам имел хождение в химических лабораториях с конца XIX века, но с этого момента открылись просто гигантские перспективы для его практического использования. Несколько лет у немцев ушло на отработку технологического процесса промышленного получения капроновой нити, и в 1943 году они ввели в эксплуатацию первый капроновый завод. Шла война, и выпускавшийся здесь капрон в большинстве своем уходил на ее нужды - производство парашютных строп и буксировочных тросов.

В 1945 год все капроновое производства фашисткой Германии стало трофеем Советского Союза. Демонтажом захваченного оборудования и подбором необходимой технологической документации занимались ведущие специалисты ГИПРОИВа - Государственного института по проектированию предприятий искусственного волокна Наркомата текстильной промышленности СССР. Научно-исследовательские работы в сфере полиамидных волокон в Советском Союзе тоже активно велись с 30-х годов, но достижения немецких капроновых баронов во многом оказались для нас полным откровением. Вопрос, куда вывозить ценный трофей, решился быстро. Клинский завод искусственных волокон был тогда одним из крупнейших в Наркомтекстильпроме, находился в не столь разрушенном состоянии как аналогичные по мощностям заводы в Киеве или Могилеве и, наконец, располагался почти рядом с Москвой - главным мозговым центром отечественной промышленности.

Уже в 1946 году в Клину собрали первую опытную установку - так называемый «малый капрон». При этом использовались не только трофейное оборудование, но и вывезенные из Германии специалисты-химики. Одним из них был молодой ученый Герман Кларе, ставший впоследствии президентом Академии наук ГДР.

С нашей стороны руководителем работ выступал Александр Пакшвер - главный инженер ГИПРОИВа и будущий профессор, вошедший в научные энциклопедии как «крупнейший советский ученый в области технологии химического волокна». Первым начальником опытной установки стал И. Шимко - будущий директор Клинского и Киевского комбинатов химического волокна.

Заводское строительство, монтаж оборудования, освоение технологии, организация производства - все проходило в тяжелейших послевоенных условиях при постоянной нехвате средств, времени, людских ресурсов. Но, несмотря ни на что, важное государственное задание было выполнено в срок. В ночь на 7 ноября 1948 года Клин дал стране первый отечественный капрон в промышленных объемах.

Это событие, правда, тогда особо не афишировалось: как и в Германии главным потребителем капроновой нити у нас по началу стали заводы ВПК. Зато Сталинских премий и орденов государство для героев клинского капрона не пожалело. Немцы тоже получили по заслугами - всех их отпустили домой и дали возможность сделать блестящие карьеры в социалистической Германии.

Вплоть до начала 60-х годов «Клинволокно» оставалось ведущим советским предприятием по выпуску капроновой нити. В рамках самого «Клинволокна» капроновое производство неизменно имело статус самого передового и высокотехнологичного. В 80-х оно еще стало и базой для реализации в Клину последнего глобального инвестпроекта советского периода - выпуска лицензионных итальянских колготок. Конец клинского капрона пришел в 90-е. Российская текстильная и военная промышленность стремительно приходила в упадок, внутренний рынок сбыта сократился в разы, выйти на внешние рынки с имевшимся качеством не удалось, а на модернизацию не нашлось ни собственных, ни заемных средств. Последнюю капроновую нить в Клину выпустили в1997году. Сохранившееся на промплощаде «Клинволокна» чулочно-носочное производство работает ныне исключительно на привозной нити.

Самое досадное, что рынок капрона сейчас - один из самых динамично развивающихся в мире. Все российские заводы, производящие капролактам, являются жемчужинами олигархических промышленных империй и большую часть своей продукции импортируют в Китай, Индию и Юго-Восточную Азию. Причем сегодня они стратегически ориентируются на развитие собственного производства капроновой нити, автомобильного корда и инженерного пластика. Российские потребители капроновой нити тоже активно выходят из хозяйственно-финансовой комы, энергично осваивая инвестиции новых хозяев и масштабно реконструируясь. Продержись клинский капрон еще несколько лет, все, наверное, тоже было бы по-другому. Но, увы - от него теперь навсегда остался только ветер воспоминаний.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.